Размер шрифта: A A+
Цвета: ЧБ ЦВ
Закрыть

Гарантии

К сожалению, тема обсуждения не позволяет сделать текст легко читаемым и компактным. Приносим свои извинения. Но если Вам действительно интересно понять некоторые важные аспекты взаимоотношений врача и пациента, придется cделать небольшое усилие и дочитать до конца. Успех лечения во многом зависит от степени доверия пациента и врача. Чтобы такие доверительные отношения состоялись, и врач и пациент должны одинаково понимать некоторые особенности, присущие медицинской помощи или медицинской услуге. Попытка сравнения отношений в медицине с обычным рынком товаров и услуг (что местами делает законодательство) не совсем корректна. Причина проста – биология человека. Реакция организма - даже на правильно проведенное лечение - у разных людей может быть различной. Попробуем разобраться. «Качество», «гарантия», «срок службы», «прогноз лечения», «информированное добровольное согласие», «вред, нанесенный пациенту» и т.д.— вот далеко не весь перечень терминов, описывающих «официальные» взаимотношения пациента и врача. Другая, «неофициальная», часть — взаимопонимание и сотрудничество-возникает быстрее, если «официальные взаимоотношения» понятны и не вызывают сомнений.

С точки зрения медицины любое лечение имеет прогноз. Прогноз- это статистическое измерение соотношения удачного исхода лечения(ожидаемого, оптимального) к неудачному. Именно этим термином оперируют врачи. Прогноз положительного (удачного, ожидаемого) исхода почти всегда не совпадает со 100%. Т.е. результат лечения может быть отрицательным: не достигается того положительного эффекта, на который рассчитывали и врач и пациент. Более того, наряду с недостижением положительного эффекта во время лечения, здоровью пациента может быть нанесен вред. Виновность врача за такие исходы, а следовательно, и ответственность(ответственность за вред - бесплатная помощь, за вред и качество — платные услуги) в этих случаях не всегда очевидна. Кто может оценить виновность врача в этих случаях? Только независимая комиссия, эксперт, имеющий соответствующие разрешения на эту деятельность. Надо понимать, что если экспертиза установит виновность врача, он отвечает за такие события, а если нет-увы, материальные издержки за продолжение лечения лягут на ваши плечи.

Любое лечение начинается с информированного добровольного согласия. Давая такое согласие пациент, в том числе, понимает и принимает то, что цели и задачи лечения могут быть не выполнены. При этом, такое согласие на лечение не снимает ответственности с врача за лечение, а лишь сообщает пациенту истинное положение вещей с возможными результатами лечения. Почему лечение не всегда заканчивается успешно? В большем числе случаев причина вовсе не в ошибках врача (по крайней мере в стоматологии), а в том, что медицина - наука неточная, одинаковые действия врача по лечению разных пациентов с применением одних методик и препаратов, может приводить к разным результатам. Биология человека изучена не полностью — это объективная реальность.

Если лечение оплачивается пациентом, то в этом случае, с точки зрения закона, лечение – это услуга или работа. Начинает действовать законодательство о защите прав потребителей. Но медицинская услуга имеет и особенности. Фактически, продается не конечный результат, а действие, к нему приведшее. Поскольку прогноз ожидаемого лечения почти во всех случаях не совпадает со 100 %, то гарантировать 100% излечение, согласитесь, странно. На самом деле, никто такую гарантию и не дает. Гарантии устанавливаются на материальный результат лечения, если он конечно существуетвует, в каждом конкретном случае индивидуально. Гарантия — это финансовая ответственность врача перед пациентом на бесплатное устранение возможных недостатков оказанной услуги (лечения).

Внимание!! С точки зрения медицины, недостижение оптимального (ожидаемого, положительного) результата лечения при принятии врачом всех правильных шагов в лечении, не является недостатком, а следовательно, и не подлежит бесплатному устранению по гарантии. Более того, согласно закону, врач вообще имеет полное право не давать такой гарантии. Гарантия - право, а не обязанность. В стоматологии гарантируется овеществленный результат (пломба, коронка и тд.). Например, лечение глубокого кариеса до 70% случаев заканчивается пульпитом. В этом случае, приступая к лечению, стоматолог гарантирует правильность своих действий оценить которые, как мы говорили выше, могут эксперты, а не финансовую ответственность возможного лечения пульпита-пульпит возникает из-за кариеса, а стоматолог ставя пломбу в таких случаях наносит специальную лечебную прокладку, что бы предотвратить подобное развитие событий. Лечение пульпита производится за счет пациента (если он конечно возникнет). Врач в таких случаях делает шаг навстречу пациенту - при возникновении пульпита повторная пломба изготавливается бесплатно.

Более того, гарантия и безопасное использование результатов стоматологической услуги обычно связывается с некоторыми условиями, чаще всего, с приходами на профилактические осмотры к врачу — это стандарт в мировой стоматологии. Такие осмотры нужны прежде всего самому пациенту. Может ли врач, взявший на себя гарантию, отказаться от бесплатного устранения недостатков? По закону - да, если пациент нарушает правила эксплуатации услуги, где первым пунктом обычно стоит приход к врачу раз в полгода, а вторым - адекватная гигиена полости рта и т.д. Это не попытка стоматолога снять с себя ответственность, а условия, при которых возможно использование того, что делает врач. Не возникает же вопрос о необходимости смены масла в автомобилях и периодическом техобслуживании? Здесь, примерно, такая же ситуация. Только последствия неприятия этих правил гораздо более печальные. Заблуждение, что единожды решив проблемы у стоматолога, можно забыть о враче на десятки лет. Стоматолог, даже используя новейшие материалы, не делает ничего вечного. Приведем пример. Средний срок службы металлокерамики, к примеру, около 8 лет. При этом, поводов для беспокойства может не возникать и через 15-20 лет эксплуатации. Однако, отсутствие боли и неудобств не говорит о том, что коронка и зуб находятся в первоначальном состоянии — происходит износ конструкции, изменяется прикус, рассасывается цемент, на котором зафиксирована конструкция- все это может оценить только врач. И только врач может исправить возникшие отрицательные изменения. При отсутствии контроля со стороны врача вместо вовремя проведенной замены или небольших изменений конструкции мы получаем необходимость удаления опорных зубов и длительное дорогое лечение. 
Вторым моментом, когда стоматолог может не исполнять гарантийных обязательств, наступление обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае, трактовка отказа от соблюдения гарантии возможна еще более широкая.

Таким образом, думать, что 10-летняя гарантия (кто-то, наверное, предложит и 20 лет) обяжет исполнителя услуг вернуть утраченные зубы (что в принципе не возможно), обычно эфемерна — процессы, приводящие к разрушению пломбированных зубов, отторжению имплантатов (не на 1 году), разрушению искусственных коронок и т.д., почти всегда не связаны с недостатками услуги, поэтому не подлежат устранению по гарантии.

А зачем тогда такие гарантии даются? К медицине это не имеет никакого отношения. Объяснение одно — это попытка привлечения пациентов, когда другие методы не действуют из-за отсутствия устойчивой репутации на рынке.

А так уж бесплатна такая многолетняя гарантия? 
Во-первых, услуги с такой гарантией изначально завышены в цене. 
Во-вторых, 10 летняя гарантия привязывает потребителя к поставщику услуг на многие годы, давая возможность поставщику зарабатывать на дополнительных услугах. В стоматологии такая гарантия обычно связана с обязательным прохождением гигиенических процедур. Умножьте 20 процедур по гигиене полости рта обязательных к прохождению в течение 10 лет и получите минимальную стоимость такой гарантии.

Разумная гарантия, которая отражает не попытку продать свои услуги во что бы то ни стало, а реальное положение вещей, основанное на достижениях науки — год, максимум три. Все недостатки в работе проявляются именно в этот период, а не через годы.

 

Гарантийные сроки, предоставляемые нашей фирмой:

 -- пломбы и реставрации из гелиокомпозитов – 1 год;

 -- металлокерамические и цельнокерамические протезы, литые коронки и мостовидные протезы  при условии проведения предварительных  подготовительных работ в нашей фирме – 1 год

-- пластмассовые матрицы замковых протезов, штампованные и литые протезы с ионно-плазменным напылением и облицовкой из пластмассы, а так же съемные протезы из пластмассы  при условии проведения предварительных подготовительных работ  в нашей фирме – 6 месяцев;

-- установка зубных имплантатов – 1 год с момента протезирования, при условии выполнения протезирования  в нашей фирме ;

-- прочие конструкции и лечение – 1 год;

Наверх